Легендарный Иван Кавалеридзе: гений-патриот с нелегкой судьбой

Казалось, нет сферы, которая была бы не под силу этому талантливому мужчине. Скульптор, режиссер, драматург, художник кино и артист Иван Кавалеридзе поражал не только современников, но и оставил бесценное наследие для грядущих поколений.

За семьдесят лет плодотворной творческой деятельности Кавалеридзе стал скульптором более двадцати памятников, более 100 станковых работ, в его наработке десять фильмов, столько же театральных пьес и биографическая книга мемуаров. А сколько проектов талантливый сумчанин не успел реализовать при жизни…Дальше на sumy-trend.

Страницами биографии

Иван Кавалеридзе родился в 1887 году на хуторе Ладанский (Роменский уезд) Сумской области в обычной крестьянской семье. Но в роду Кавалеридзе были дворяне. Так, его дедушка Васо происходил из грузинского княжеского рода. В Украину он перебрался после окончания Кавказской войны.

В детстве самым любимым занятием Ивана была лепнина. Он охотно создавал из глины фигурки людей и животных. Хобби мальчика бросилось в глаза его родному дяде — художнику и археологу Сергею Мазараки. Он работал в скифском отделе Киевского археологического музея.

Родственник забрал племянника в столицу и поспособствовал его обучению в частной гимназии Валькера. А дальше Иван поступил в Киевское художественное училище, где его наставником стал известный скульптор Балавенский. Именно он создал более 40 скульптурных портретов и бюсты Шевченко, портреты Лысенко и Котляревского, а также горельефы на столичном Бессарабском рынке, здании ипподрома и т.д.

Но вернемся к карьере самого Кавалеридзе. После Киева Иван учился в Петербургской академии искусств. Затем совершенствовать мастерство он отправился в Париж.

Раннее признание

Слава пришла к талантливому юноше в начале ХХ столетия. В 1911 году на Михайловской площади открыли по его проекту памятник княгини Ольге, Андрею Первозванному и Кириллу и Мефодию. Скульптору было всего 24 года…

В 1915 году его забрали в армию. В 1917 году Иван Петрович возглавил батальон УНР и по поручению Временного правительства попал на Всеукраинский военный съезд. Там Симон Петлюра посоветовал ему заняться творчеством. Кавалеридзе послушал старшего наставника и отправился в Ромны, где устроился в Наробразование.

Во период Украинской революции во время правления Скоропадского, в Ромнах по проекту Кавалеридзе был построен памятник Шевченко. Железнодорожники на скульптуру Кобзарю предложили 40 бочек цемента, а за это попросили построить театр и найти труппу. Кавалеридзе дал добро. Так началась история Роменского передвижного рабоче-крестьянского театра.

Сам Иван вел местный драмкружок и был главным режиссером. За 6 лет жизни на малой Родине Кавалеридзе успел сделать очень многое для истории родного края: создал общество охраны памятников старины, инициировал открытие краеведческого музея, вел активную педагогическую деятельность — преподавал рисование в местных школах.

Расплата за патриотизм

После триумфа в архитектурных кругах и славы скульптора, Кавалеридзе решил взять таймаут в основной деятельности и переключился на мир кино.

Случилось это внезапно – помог случай. В Одессе он написал сценарий к фильму о событиях Гайдамччины, подал рукопись на местную киностудию. Ее директор после изучения материала предложил Ивану Петровичу стать режиссером.

И тут его ждало признание. Кавалеридзе в своей кинематографической деятельности воспевал историю Украины и пытался донести до зрителя патриотические взгляды. Позже за это он поплатился возможностью снимать ленты о славном украинском прошлом.

Например, в «немом» фильме «Ливень» 1928 года он хотел рассказать историю Украины за последние 200 лет, но в обобщенно-метафорической форме. К сожалению, лента, снятая на Одесской киностудии, не дошла до настоящего времени.

В 1933 году была снята «Коліївщина» – звуковая кинолента, сценарий которой переписывался 17 раз по требованиям высшего партийного руководства. Иван Петрович задумал не один фильм, а целый цикл из трех частей, которые должны рассказать об исторических событиях от середины XVIII до начала ХХ века. Многочисленные переработки и жесткая цензуру полностью уничтожили первоочередной замысел режиссера…

А вот фильм «Прометей» 1935 года стал для Кавалеридзе настоящим испытанием. Сам Сталин «взялся» за талантливого украинца. Шквал критики и немилость диктатора привели к тому, что режиссеру не только запретили снимать историческое кино, но и работать с молодежью. А широкоформатный и масштабный «Прометей» целые десятилетия пролежал «на полке» в несправедливом забвении.

После сокрушительного удара советских цензоров Кавалеридзе переключился на кинооперы. Из его наработок — легендарные «Наталка-Полтавка» 1936 года выпуска и «Запорожец за Дунаем», созданный год спустя.

Однако отголоски зацензуренного сталинского режима догоняют режиссера. Так, под давлением НКВД он создал исторически обезображенный фильм «Стожары». Это произошло почти на пороге Второй мировой войны.

Война перечеркнула планы Ивана Петровича вернутся на исторический экран. Он с творческой группой поехал в Карпаты ради съемок фильма «Олекса Довбуш».

Внезапный «враг народа»

Во время оккупации режиссер остался в Киеве, но отказался категорически сотрудничать с фашистами. Кавалеридзе ждали испытания. Однажды к нему пришел военный в нацистской форме и предложил изготовить бюст Гитлера. Кавалеридзе заявил, что лепит только с натуры. Позже выяснилось, что эсэсовцем был переодетый советский спецагент!

После окончания войны советская власть при каждом удобном случае напоминала Кавалеридзе о его пребывании под оккупацией. Что говорить, если даже его легендарный коллега, Александр Довженко, обещал пристрелить «изменника Кавалеридзе» после того, как Киев будет освобожден, но увидел страшную бытовую нищету художника – и сразу отказался от своих слов и планов.

Дошло до того, что под давлением верхушки художника выселили из служебной квартиры. На помощь пришли друзья. Подруга Ивана Петровича, актриса Любовь Гаккебуш, пригласила бездомного Кавалеридзе в свою квартиру на Большой Житомирской, 17. Несмотря на откровенные издевательства, художник возвращается к скульптуре.

Сменилось руководство страны, вместо Сталина вождем стал Хрущев, но отношение к Кавалеридзе по-прежнему было несправедливым – его откровенно и неприкрыто недолюбливали. Иван Петрович скандалов и ссор не любил, поэтому и дальше занимался своей работой.

С Хрущевым Кавалеридзе связывает курьезная, но неприятная и унизительная история. Хрущев публично заявил о смерти опального скульптора. Тогда киновед Нонна Капельгородская буквально заставила Кавалеридзе прислать первому секретарю ЦК КПСС телеграмму: «Жив, здоров, работаю». Ответ пришлось забирать в Министерстве культуры УССР. Рандомный чиновник самого низкого ранга объяснил: «Случилась ошибка, Никиту Сергеевича неправильно проинформировали».

До конца жизни Кавалеридзе был скульптором и писал театральные пьесы. Его постановки показывали на сценах Сум, Харькова, Тернополя, повсюду только не в столице. А все потому, что после войны был кулуарный запрет на творчество Кавалеридзе в Киеве.

Умер он в Киеве 3 декабря 1978 года, похоронен на Байковом кладбище.

Comments

.,.,.,.