Александра Жила: несправедливо забыта оперная дива из Сумщины

Ее сильный, красивый голос перекрывал весь хор – она пела так, что не заслушаться было тяжело. Украинская прима из Сумщины Александра Жила делила сцену с такими корифеями-современниками как Борис Гмыря, Петр Белинник, Елизавета Чавдар, Михаил Гришко и Дмитрий Гнатюк. Дальше на sumy-trend.

Дорогой к призванию

Она родилась в 1924 году в селе Смелое на Роменщине в обычной крестьянской семье, и была младшей из девяти детей. Девочку записали под именем «Александра», но все звали ее Лесей. С детства ребенок завораживал окружающих сильным и чистым голосом, проникновенным пением.

Из-за затруднения в семье о карьере певицы Леся не думала – надо было овладевать более «приземленной» специальностью. Тем более она с детства хотела быть врачом.

После школы девушка устроилась в колхоз – проделывала тяжелую работу и неизменно пела. Руководитель местного сельского хора Петр Кирейко поручал талантливой односельчанке сольные партии.

Родители не поддерживали увлечение дочери музыкой, поэтому Леся уехала в Харьков – поступать в медицинскую школу. Обучение давалось добросовестной девушке легко и непринужденно, но пение она не забросила. Выступала в хоре, в ансамбле бандуристов при тракторном заводе, самостоятельно овладевала музыкальной грамотой, ставила голос.

Война внесла свои коррективы в планы Леси. Она экстерном сдала выпускные экзамены и была направлена ​​в один из прифронтовых госпиталей возле Харькова, а когда отгремела победа, вернулась в родное село. Сложив руки, она не сидела. Вместе с агиткультбригадой ездила по селам и городкам Сумщины. В послевоенный период Леся приняла участие в смотре художественной самодеятельности. Так, на областном смотре девушка заняла первое место. Члены жюри рекомендовали талантливую исполнительницу на республиканский смотр молодых талантов.

Переломным для Жилы стал 1947 год. В это время она приехала на Республиканскую олимпиаду в Киев в качестве представительницы Сумщины. Заключительный концерт лауреатов прошел в Киевском оперном театре. Девушка исполняла два произведения – арию Одарки из «Запорожца за Дунаем» и украинскую народную песню. Слушатели искупали талантливую молодую исполнительницу в бурных аплодисментах!

В том же году Жила стала студенткой Киевской государственной консерватории. Ее наставником и проводником в мир профессионального искусства стал известный оперный певец, величайший художник и педагог Иван Паторжинский.

Столичный триумф

В столице девушке было очень сложно – на содействие родных рассчитывать не приходилось, ведь они не могли поддерживать дочь. Но на помощь ей ​​пришла новая подруга – писательница Ванда Василевская. Она предоставила Лесе жилье – поселила у себя и стала за вторую мать, заботилась о талантливой подопечной.

На втором курсе Жилу пьянили в оперную студию при родной консерватории. Знаковым для начинающей артистки стал именно 1953 год. Тогда она в состав лучших исполнителей отправилась на IV Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Бухаресте.

После выпуска Леся стала солисткой Киевского оперного театра. Одна из первых и знаковых партий молодой певицы – роль Одарки в опере Запорожец за Дунаем. Интересно, что партию Карася исполнял ее наставник и педагог Иван Паторжинский. За заслуги в искусстве в 1957 году Жила стала заслуженной артисткой Украины.

За 13 лет работы в столичном театре оперы и балета Александра исполнила более 20-ти партий. Слушатели ее просто обожали. 

Преждевременно уйти со сцены Жила заставила тяжелая болезнь. В середине 60-х она вынуждена была уволиться из театра. В 1978 году оперной девы не стало.

Сын оперной примы Владимир Куприенко передал семейный архив в Сумский областной краеведческий музей, где в честь знаменитой сумчанки оборудована отдельная экспозиция.

Comments

.,.,.,.